Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Я постоянно имею дело с дизайн-проектами. На базе дизайн-проекта делается проект кабелей, так что дизайн мне приходится изучать очень тщательно. Не менее, чем в половине проектов я вижу одни и те же очень странные ошибки. Почему я уверен, что это именно ошибки, а не видение дизайнера? Потому что дизайн-проект, так же как и инженерный проект, является заданием для монтажников и отделочников, он должен быть максимально понятным.

Кто-то гордо скажет, что раз я в дизайн-проекте чего-то не понимаю, то это со мной что-то не так. Не соглашусь. Раз уж мне приходится вглядываться в линии на мониторе и пытаться понять, что имелось в виду, то от строителей на объекте, изучающих проект с распечатки, можно ждать любой интерпретации нарисованного.

Над понятностью своего проекта я постоянно работаю. Как нарисовать так, чтобы сразу было ясно, как подключить тот или иной датчик или привод. В дизайн-проекте элементов, вызывающих вопросы, может быть гораздо больше, среди них есть совсем очевидные проблемы оформления, которые повторяются в разных проектах.

Я не буду затрагивать такие вещи как развёртки, которые непонятно к чему относятся, визуализации, по которым не понять, что это за помещение, и элементы, для которых забыли указать размерную привязку. Я напишу о более очевидных вещах, которые сильно усложняют монтаж и вызывают вопросы.

Непонятное распределение элементов по высоте

Это просто бросается в глаза. Если на стене несколько элементов расположены один над другим, то ближе к стене надо рисовать тот, который ниже, а дальше тот, который выше. Элементы — это розетки, выключатель, термостат, домофон и прочее. Ничем иным, как только желанием быть нестандартным дизайнером, мне этот нонкомформизм не объяснить, но зачастую в проектах рисуется наоборот:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Здесь мы видим, что ближе к стене нарисовано то, что выше, а дальше то, что ниже. Ну хорошо, скажете вы, дизайнеру так удобнее в данном случае. Но посмотрим в другом месте этот же проект:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Справа ниже нарисован более высокий элемент, а слева ниже менее высокий. Удобно? Вот ещё пример из другого проекта:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Здесь выключатель, который нарисован у самой стены, должен быть на высоте 900мм. Выше него нарисованы розетки на высоте 600, а ещё выше домофон на высоте 1500. То есть, всё вообще вразнобой.

Кривые условные обозначения

О, это мой любимый пункт. Я даже писал статью про условные обозначения в дизайн-проектах. Дизайнеры как будто придумывают с нуля все условные обозначения, как будто никто до них никогда ни розеток, ни термостатов не рисовал. Возможно, вы обратили внимание на обозначения из скриншотов выше. Например, как вам электровывод для домофона, нарисованный точно как знак заземления? А вот мини-флажки, которыми обозначены выключатели:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Вот ещё забавные:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Как ещё обозначить роутер, как ни зелёным ящиком. LAN розетку решили обозначить IP, что было бы гораздо логичнее для влагозащищённой розетки. Имеется в виду, наверное, что у того, что включено в розетку, есть IP адрес. Про «Антену» я ещё чуть ниже напишу. О, вот ещё очень забавные:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Как вам «RS-45»? Имелось в виду, может, RJ-45, но для розетки интернет отдельное обозначение. Может, RS-485 предусмотрел дизайнер? В проекте это обозначение соответствует месту, предусмотренному для роутера. Дальше идут кружочки и точечки разных цветов. Вывод провода управления (что бы это ни значило) тоже радует. Можно весь ассортимент знаков дорожного движения включить в дело.

Я сейчас перебираю все сохранённые у себя дизайн-проекты и в каждом вижу условные обозначения, во-первых, разные, во-вторых, крайне оригинальные. Здесь меня особенно радуют «вкл/выкл теплого пола» (то ли термостат, то ли просто выключатель, непонятно) и LAN выходы, одноклавишный и двухклавишный. И регулировки отопления и штор, по ним тоже не понятно, что имеется в виду, выключатели или что-то ещё.

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Плохая расстановка выключателей

Если кто-то скажет, что это не дизайнерская, а моя задача думать о том, откуда что удобнее включать, то тут я поспорю, конечно. Дизайнер должен думать не только о цвете обоев и расстановке мебели, но и о том, с какой кнопки что включать.

Вот пример неудачного со всех сторон проекта. Санузел.

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Во-первых, безумное нагромождение линий. Где-то контуры мебели, где-то линии привязок выключателей, очень сложно разобраться. Всего-то надо было отключить слой мебели, не добавлять её на чертёж, на котором она не нужна. Чем отличается закрашенный красным выключатель снаружи санузла от двух незакрашенных изнутри? В условных обозначениях написано, что закрашенный — проходной, но почему, он же включает ленты, которые больше ни от чего не включаются?

В створе двери эти две синие дуги — датчик открывания двери. Высоту уточнить у заказчика. Заказчик должен сказать высоту установки датчика открывания двери? А зачем он вообще нужен, датчик открывания двери санузла?

Как работать со светом, когда есть выключатели и внутри, и снаружи? Типа, снаружи включим часть света, чтобы не темно было входить, а потом внутри ещё пощёлкаем и включим как хотим?

Правый выключатель включает обогрев зеркала. Чтобы не запотевало, очевидно, хотя, вытяжка, работающая по датчику влажности (продаётся в любом строительном магазине) вытянет влагу и не даст запотеть зеркалу. Гость нажимает на выключатель обогрева зеркала — ничего не происходит. Когда вы на него нажимать планируете вообще? Собираясь принять душ надо не забыть нажать? Точно забудете. Или если запотело зеркало? Оно отпотевать будет долго, точно больше пяти минут. А выключатель света над зеркалом уместнее у зеркала или на самом зеркале. В общем, можно привыкнуть за какое-то время, но расположение выключателей явно дурацкое.

Вот ещё пример.

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Здесь, кстати, дизайнер не подумал, что неплохо было бы на проекте обозначать двери. Чтобы чуть проще было. В данном случае дверь должна быть справа от выключателей 6 и 6а, по центру стены, это указано в плане монтажа стен, но не в плане розеток, выключателей и света. Здесь выключатель зеркала у зеркала, это хорошо. А вот при входе в санузел выключатель вытяжки 6а. Вопрос: в каких случаях надо включать вытяжку, а в каких нет? А если решили, находясь внутри, что надо включить вытяжку, надо выйти, чтобы включить? Есть куча способов управлять вытяжкой, самый логичный и простой из которых — поставить таймер для вытяжки, чтобы она включалась вместе со светом, а выключалась через 5 минут после выключения света. Или хотя бы (как я себе сделал) ставить вытяжку с таймером (опять же, в любом магазине стройтоваров) и ставить внутри санузла кнопку, включающую вытяжку на заданное время + датчик влажности, встроенный в вытяжку.

6 и 7-местные рамки

Уж в коллекциях выключателей надо разбираться дизайнеру. Сколько может быть клавиш в одном посте, сколько постов в рамках какой коллекции. Строители же не думают, а просто делают по проекту отверстия в стене для подрозетников. Вот, смотрите:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Во-первых, высота рамок (h=300 и h=1200) нарисована так, что непонятно, что в данном случае выше. И 8 элементов в ряд. 6 розеток и 2 «двухклавишных LAN выхода». В большинстве коллекций рамок максимальная длина рамки — 5 постов. Очень редко бывает 6. В некоторых коллекциях 4. Вот сделали рабочие в стене по проекту 8 подрозетников в ряд, заштукатурили, что потом с ними делать? Долбить и разносить. Точнее, наверное, заштукатуривать средний подрозетник и ставить сбоку ещё один, чтобы две рамки получилось.

Вот из другого проекта. Я уж не говорю о том, что розетки рисовать надо не так, чтобы потом с лупой их рассматривать, сколько там палочек нарисовано.

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Здесь 6 палочек-розеток. Кстати, в этом проекте есть спецификация розеток и выключателей, согласно ей максимальная рамка — на 4 поста. По картинке могу предположить, что розетка TV отнесена от основной рамки, но тогда основная рамка на 5 мест, а таких по спецификации нет. То есть, уже надо всю спецификацию пересчитывать.

Могу, кстати, ещё очень посоветовать перед тем, как рисовать телевизионные розетки, уточнять, есть ли в доме вообще магистральное телевидение, в большинстве случаев в многоквартирных домах его уже нет, значит, и розетки не нужны, что поменяет всю расстановку розеток. А если телевидение есть, оно может быть не нужно заказчику, всё через интернет доступно.

Ещё, кстати, о роутере. Бывает предусмотрено дизайнером размещение розетки для роутера где-нибудь в шкафу, но не предусмотрено за ним интернет-розеток, через которые уходят кабели на интернет-розетки квартиры. Но с этим я готов мириться, сам разберусь, где лучше какое оборудование компьютерной сети ставить.

3-клавишные выключатели

Да, трёхклавишные выключатели существуют в некоторых коллекциях. Но это, всё-таки, скорее редкость, подавляющее большинство на 1 или 2 клавиши в одном подрозетнике. Так что по умолчанию, если коллекция выключателей заранее точно не определена, надо обозначать стандартные 1 и 2-клавишные выключатели.

Строители ведь как нарисовано, так и сделают подрозетники, а потом придётся добавлять. Это во-первых. А во-вторых, распределение светильников по клавишам выключателей лучше если продумает дизайнер, а не электрик. Смотрите, какой странный 5-клавишный выключатель:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Не продуманы места блоков питания светодиодных лент

Для светодиодных лент, а также для многих светодиодных светильников нужны блоки питания. Зачастую, требования производителя светильника не разрешают относить блок питания от светильника более чем на несколько метров, это относится к различным линейным и трековым светильникам. Если в дизайн-проекте определён тип светильника, в нём также должно быть обозначено место размещения блока питания, например, в люке за потолком или в шкафу. Сообщать, что здесь будет вот такой светильник, а где блок питания пусть инженеры решают, не корректно. Подбор блока питания и подключаемые к нему кабели — это инженерная задача, размещение чего-либо в электрощите — тоже, а определение места для блока в комнате за дизайнером.

Часто в одну группу управления объединяются обычные потолочные споты и светодиодная подсветка, для которой нужен блок питания, без обозначения его места размещения. Причём дизайнер часто сам выступает против люков в потолке в таком случае, что особенно неприятно.

Не обозначены диммируемость света, тип светодиодных лент

Только в каждом десятом дизайн-проекте я вижу рядом с обозначением светодиодной ленты или в условных обозначениях параметры этой ленты: мощность и количество цветов. В любом салоне света есть светодиодные ленты, на которые можно посмотреть и понять, как светит лента 5 ватт на метр, 10 ватт на метр, 15 ватт на метр, и обозначить желаемую мощность в дизайн-проекте.

Аналогично с тем, какой свет должен быть с возможностью диммирования, а какой нет. Это часть освещения помещения.

Розетка для варочной поверхности

В 90% дизайн-проектов я вижу, что для варочной поверхности предусмотрена обычная розетка. Но любая обычная розетка рассчитана на ток до 16 ампер, а варочные панели всегда мощнее (кроме отдельностоящих «дачных» моделей).

Всегда для варочной панели надо делать не розетку, а вывод кабеля из стены. В строительных магазинах даже продаётся специальная монтажная коробка для подключения варочной панели. Часто называется «монтажная коробка для плиты». Это просто коробка, внутри которой клеммник, в неё заводится кабель от варочной.

Разумеется, любой электрик знает, как подключать варочную панель. Но обозначение розетки в дизайне может привести к неправильному подсчёту количества закупаемых розеток. А монтажник вполне может, не думая, а работая по чертежу, вставить в стену подрозетник в этом месте.

А вот если плита будет не электрическая, а газовая, то для неё нужна обычная розетка.

Для кондиционеров также надо предусматривать не розетку, а вывод кабеля, кабель подключается на клеммник прямо внутри корпуса кондиционера.

Для видеокамер и точек доступа Wi-Fi не нужна электрическая розетка, они питаются по витой паре от коммутатора (PoE).

Для слаботочного шкафа не надо рисовать десяток электрических и интернет-розеток, в него кабели заходят напрямую, без розеток, это я отражу в проекте.

Нагромождение линий

Возможно, это делается для экономии бумаги, но зачастую всё, что относится к электрике, рисуется на одном листе дизайн-проекта «Электрика»: свет, выключатели, розетки, тёплые полы, выводы для вытяжек и кондиционеров, даже датчики протечки воды, видеокамеры и Wi-Fi точки. И размерные привязки для всех этих элементов. Это выглядит ужасно. Многие комментарии написаны выносками, которые на чертёж уже не помещаются, а вынесены за его пределы.

Смотрите, какая красота:

Дизайнеры! Прочитайте, пожалуйста! Ошибки в дизайн-проектах

Используйте отличный способ повышения выразительности чертежа — цвет! Он был недоступен, когда проекты рисовали карандашом при помощи кульмана, но сейчас-то можно.

Свет и его размерные привязки надо делать на одном листе, чтобы на нём больше ничего не было, кроме стен и, возможно, мебели, показанной серым цветом и тонкими линиями. Розетки и выключатели с их размерными привязками — на отдельном листе, там же термостаты полов и электровыводы. Привязки света к выключателям — на третьем листе. Слаботочные элементы: камеры, датчики протечки (если их зачем-то хочется показать на дизайне), на отдельном листе. Не жалейте бумаги, в этом случае экономия неуместна.

И самое важное!

ГОСТИНАЯ

КОРИДОР

ТЕРРАСА

 130,184 просмотров всего,  98 просмотров сегодня

Умный дом или дом по уму
Комментарии: 5
  1. Валерий

    Роман, приветствую!
    Меня зовут Валерий, руководитель студии дизайна и архитектуры http://hq-design.house
    Мы занимаемся разработкой архитектурных проектов коттеджей и дизайна интерьеров жилых и общественных помещений. Мы работаем и постоянно учимся и стараемся двигаться вперед .

    По электрической части всегда есть не типовые решения и всегда самый объемный раздел в интерьерах, который требует не малого внимания. Конечно мы не электрики по образованию, так же как и не сантехники, монтажники, каменщики, отделочники, но должны все предусмотреть. Перед началом проектирования всегда изучаем разделы инженерных сетей, обращаем внимание на предыдущие ошибки и в дальнейшем не повторяем.

    Насколько я знаю нет единых норм на условные обозначения и наша студия оптимизирует процессы, чертежи, условные обозначения.
    И возможно я ошибаюсь и готов к использованию обще принятых обозначений ГОСТ, СНиП. Возможно вы поможете, указав ссылку.

    Также проекты нужно рассматривать в целом, но никак не по листу или вырванному из контекста фрагмента плана. В наших проектах электрические узловые решения (например блок розеток за телевизором) дублируются на развертках, где вычерчено наглядно, частично условными обозначениями и в масштабе, описываются в примечаниях. Розетки, выключатели, рамки да и все спецификации с материалами считает программа автоматически без ошибок, мы вручную ничего не считаем.

    По вентиляции нужно понимать каков объем помещения, какое оборудование в нем размещается, на каком этаже квартира находится, сколько одновременно используется приборов, и да это не указывается на плане электрики. Нами продумывается, согласовывается и потом указывается в чертежах.

    Роман, ваша статья для нас полезна и мы согласны что все строители, проектировщики должны «разговаривать» на одном языке.

    1. Роман (автор)

      Спасибо большое за комментарий. Правильно я понимаю, что я разместил скриншот из вашего дизайн-проекта? Клянусь, никого не хотел обидеть, просто мне показалось забавным, какие значки иногда выдумываются.
      ГОСТ на условные обозначения вот: ГОСТ 21.210-2014
      Там нет интернет розеток, ТВ розеток, акустических розеток и прочего (что странно, это далеко не советских времён ГОСТ), но электрические розетки и выключатели все есть. Странно видеть, когда электрические розетки обозначают «пятачками», а выключатели — квадратами с поперечными полосками по числу клавиш (прямо сейчас с таким дизайн-проектом работаю).
      Фишка в том, что я, например, просто спрашиваю, нужно ли в доме заказчику телевидение, он говорит, что нет (только интернет). А в дизайне ТВ розетки проставлены. Мне надо убирать эти розетки, и сразу ползут все рамки на планах и развёртках. И строителям уже сложнее ориентироваться. Они хотят просто работать, а тут уже надо думать и проекты сравнивать. Я отлично понимаю, что дизайнер не обладает моими знаниями (как я не обладаю его знаниями даже близко), просто говорю о том, что есть такая вот сложность.

  2. Артём

    Как быть тогда с УГО для розеток, света и всего-всего остального? Выдумать что-то своё, но единообразное?
    И еще — если рисовать проект электрики-УД-слаботочки самому, то в чертежной программе нужно делать в разных слоях, но с возможностью включения этих слоёв вместе, потому что помимо удобности чтения нужно еще подумать про трассы кабелей. Например, которые пойдут большим количеством в кухню-гостиную: под них сразу делать одну общую трассу.

    Что скажете насчёт того, чтобы если в строящемся доме будет возможность бросить кабеля по полу — использовать некий кабельный лоток под это дело? Т.е. Пирог пола допустим: грунт, черновой бетонный пол, утепление 15см, стяжка ТП (10см?). Вот в слое утепления проложить хороший лоток, может даже металлический, 10х15см в виде «магистрали» в кухню-гостиную и другие большие помещения, а уже от магистрали отходить в гофре?

  3. 1111

    Прочитав статью, хотела узнать нового и повысить уровень своего профессионализма, но ничего важного и нужного не нашла.
    Автору стоило выложить образец хорошего чертежа с пояснениями и с нормальными условными обозначениями.
    Стоит отметить что дизайнер не инженер-электрик и нюансов знать не может. Сам план носит рекомендательный характер и требует согласования со смежным специалистом.
    Заказчикам стоит заказывать отдельный проект ЭОМ, дизайнер и инженер должны согласовывать план в несколько этапов.
    Часто заказчик просит выдать сначала план розеток, потому что «строители уже на объекте и им нечего делать», а проект еще не готов и финальная расстановка розеток происходит на этапе чертежей разверток стен. Из-за сжатых сроков и нагромождения правок случаются казусы.
    Бывают немыслимые хотелки заказчика. Иногда дизайнер бьется за здравый смысл как бешеный барсук, но проигрывает заказчику.
    Кстати, у дизайнера помимо «выбора цвета обоев и расстановки мебели» много других задач. Одна из них — свести в проекте смежные разделы и согласовать между собой. У меня в среднем в проекте получается 50 листов чертежей, и только один из них это план расстановки мебели, который тоже нужно согласовывать с мебельщиками (цена, цвет, фактура, фурнитура, материал, открывание, монтаж, технологические зазоры и тд. и тп.). Тоже касается остальных — делаю план отопления, расставляю радиаторы, но согласовываю со смежными специалистами, которые рассчитывают эти секции и дают свои рекомендации. Тоже самое с планом вентиляции, кондиционирования, сан. техники, слаботочных систем.
    Всегда даю в проекте свой номер телефона и пишу в примечаниях — если есть вопросы и предложения — звоните, если план не читается, что-то не понятно, нужно убрать или добавить слой мебели и тд.
    Последний пункт — рассмешил)

    1. Роман (автор)

      Спасибо за пояснение! «Бешеный барсук» — это супер.

Добавить комментарий